Детективно-нуарный мультфильм «Кошачье фортепьяно»

Какие ассоциации у вас вызывает словосочетание «Кошачье фортепьяно»? Если вы представляете себе пианино с несколькими клетками, в которых заперты кошки, орущие во всё горло, когда кто-нибудь жмёт на клавиши, потому что при этом в их хвосты вонзаются острые гвозди, то вы совершенно правы. Этот адский музыкальный инструмент фигурирует в анимационной австралийской короткометражке «Кошачье фортепьяно», выпущенной в 2009 году, которая номинировалась на «Оскар», но нагрыды не завоевала.
Действие происходит в городе антропоморфных кошек, среди которых полно талантливых певцов и музыкантов. Но вдруг все они один за другим начинают исчезать. На месте пропажи находят лишь человеческие следы. Без музыки город быстро погружается в уныние и беспорядки.
Повествование ведётся от лица кота-поэта, озвученного австралийским музыкантом Ником Кейвом. Главный персонаж обеспокоен судьбой любимой певицы, которая также исчезает. Горожане решают отправиться на поиски пропавших жителей, чтобы вызволить их из жесточайшего инструмента. Интересная информация о реально существовавшем прототипе этого агрегата под катом.


«Кошачье фортепьяно» – действительно не просто фантастическая выдумка, этот инструмент в 18-ом веке рекомендовал использовать Иоганн Христиан Рейль, немецкий медик, придумавший термин «психиатрия». Устройство было призвано потрясти психически больных, потерявших способность к концентрации внимания. Доктор Райль в 1803 году писал в руководстве по лечению психических заболеваний, что пациентам нужно «располагаться так, чтобы они видели выражения кошек, когда психиатр играет фугу». К счастью, на практике Рейль так и не использовал этот инструмент.

Но странная идея «кошачьего фортепьяно» (или Katzenklavier) это даже не порождение ума психиатра-садиста. Ещё раньше устройство упоминается в трудах немецкого учёного-энциклопедиста Афанасия Кирхера (1602-1680). Его называли «последним человеком Ренессанса». Кирхер совершил новаторские открытия в области микробиологии, геологии и сравнительном религиоведении. Это был человек науки. Возможно, «кошачье фортепьяно» задумывалось как шутка, которую в течение долгого времени другие воспринимали всерьёз. Биограф Кирхера Джон Черчилль признаёт, что тот был чудаком, но не психопатом.

После Рейля никто серьезно более к «кошачьему фортепиано» не возвращался, и инструмент был забыт. Современные кошки могут чувствовать себя в безопасности.
Иллюстрация «Katzenklavier» ниже датируется 1667 годом, а следующая – 1883.
8fe25b999b7a9d39cd4f258dd48d8da8_L

Koshache-fortepyano-1

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>