Искусство витража

Удивительный мастер витражного искусства Ольга Мельгунова расскажет нам об этом древнем и увлекательном виде творчества.

История цветного стекла насчитывает сотни лет. Шумеры использовали стекловидную глазурь для раскрашивания черепицы для своих храмов, древние египтяне уже в период Нового царства изготавливали спиралевидные сосуды из цветного стекла. Древние греки и римляне усовершенствовали технологию, научившись создавать изделия из катанного стекла. А изобретение в I в. до н.э. стеклодувной трубки открыло новую эру в стекольном производстве, благодаря которой мы сегодня имеем возможность смотреть на мир через прозрачные окна наших домов.

Но то, что мы называем витражами (кстати, слово это произошло от французского vitre, что значит оконное стекло), появилось лишь в VI –VII веках, в эпоху христианства. Самым древним из сохранившихся образцов считают фрагмент витража в Вайссембургского аббатства в Эльзасе, изображающий голову Христа и датируемый примерно 540 годом.

По некоторым источникам можно предположить, что первые витражи представляли из себя набор разномастных кусочков цветного стекла, которые с помощью замазки крепились в прорезях деревянных или каменных досок, которые потом вставлялись в оконные проемы.
Традиционная технология изготовления витражей окончательно оформилась к XI веку. Для изготовления цветного стекла смешивали речной песок, известь, поташ и флюс, затем плавили массу в сферических печах. Для окрашивания стекла в него добавляли окислы металлов, спектр тонов при такой технологии был довольно узок, поэтому при необходимости отдельные кусочки покрывали матовыми эмалями и обжигали. Готовые кусочки в витраже скреплялись свинцовыми полосками в форме буквы Н.

В Романский период истории (XI-XII век) витражами украшали огромные окна в соборах. Сначала это были геометрические или растительные орнаменты в красно-синих тонах, затем рисунки начали усложняться, в них появились человеческие фигуры, главным образом жизнеописания Иисуса Христа, Девы Марии и святых. Наиболее ранними из известных витражей этого нового этапа считаются витражи в Королевской церкви аббатства Сен-Дени.

В эпоху Возрождения витражи уже представляют собой целые картины с довольно реалистичной передачей объема. Их создают как живопись на стекле на основе рисунков известных художников. В XVI веке витраж уже не только элемент соборного декора, но и элемент интерьера для украшения комнат богатых горожан.

В Россию витражи пришли из Европы, их так же устанавливали, главным образом, в церквях, роскошное убранство которых было призвано символизировать мощь Русской Церкви. Но позже их начали применять в декоративных целях и для оформления интерьеров частных домов.
Современное витражное стекло получается в результате использования множества самых разнообразных технологий. Стекло может быть прозрачным или плотным, гладким или с разнообразной фактурой, однородным по цвету или иметь различные цвета и оттенки. Но надо отметить, что витраж во все времена был удовольствием не из дешевых, так что со временем появилось множество способом сымитировать столь дорогостоящее изделие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *